Среда, 01.05.2024, 01:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

ПЛАНЕТА ФИЗИКИ

Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 90
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Каталог файлов

    Главная » Файлы » Мои файлы

    Исследовательская работа Инновационные методы обучения физики в современной школе
    [ Скачать с сервера (908.5 Kb) ] 03.05.2012, 09:50

    Исследовательская работа

    Инновационные методы обучения физики в современной школе


    Содержание.

    Введение…………………………………………..……………………………...3

    Глава 1. Инновационные методы обучения …………………………………...8

        §1. Понятие, классификация и виды активных методов обучения ………..8

        §2. Интернет-ресурсы и ИКТ в помощь учителю физики. ………………..14

        §3 Методика обучения и воспитания М.П. Щетинина…………………….19

    Глава 2. Эксперимент по использованию инновационных методов преподавания физики..................................................................................... 27

    Заключение ……………………………………………………………………..33

    Библиография (список литературы) ………………………………………. …35

    Приложение 


    Введение

    «Мозг, хорошо устроенный, ценится выше, чем мозг, хорошо наполненный»

    М. Монтень

    «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму»

    Конфуций

    Современное общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад. Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление новые взгляд на все изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс гармонично войти в современный мир. В процессе формирования единой картины мира предметы естественно - научного цикла несут главенствующую  роль, именно в преподавании этих предметов происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания эмоциям, в итоге ученики теряют интерес.

    Вместе с тем, ФГОС 3 поколения требует, чтобы в интерактивных формах проводилось значительнее количество аудиторных занятий, как в ВУЗах (не менее 20% аудиторных занятий (бакалавриат), не менее 40 % - магистратура), так и в школе. Эти требования должны быть выполнены по каждой дисциплине.

    Понятие «интерактивный» происходит от латинского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

    Так как задача нашей педагогической деятельности – формирование личности, способной адаптироваться в современном мире, то без использования интерактивных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе нам не обойтись.

    Актуальность темы исследования  

    Я работаю в сельской школе учителем физики и информатики. В своей работе часто использую ИКТ технологии и электронные образовательные ресурсы (ЭОР), так как это повышает познавательный интерес к предмету, наглядность, доступность, а также позволяет продемонстрировать работу приборов, которые отсутствуют в школе или находятся в неисправном состоянии. За 4 года накопил много ценной информации для  продуктивной работы, просмотрел множество сайтов, на которых имеется различные модели, анимации, презентации, видео материалы по различным разделам физики. Но столкнулся с тем, что вся эта информация не систематизирована, а значит наиболее интересные и продуктивные материалы либо не использую, либо использую неэффективно.

    Изучая различные методы воспитания и обучения, заинтересовался школой М.П. Щетинина. Убедился в эффективности метода погружения на собственном опыте. Учащиеся самостоятельно выбирают объем и материал по определенной теме на уроке, изучают его, адаптируют к восприятию одноклассников и выступают в роли учителя, тем самым еще крепче закрепляя свои знания, умения, навыки (ЗУН). Весь процесс проходит под наблюдением учителя-предметника. Учитель выступает лишь в роли координатора и консультанта. Это согласуется и с введением нового ФГОС, где самостоятельному обучению учащихся отводится значительная часть времени. Многие педагоги, в их числе был и я, большую часть урока уделяли передаче своих знаний, а не мотивации учащихся самостоятельно получать ЗУН. Учат знаниям, но не всегда учат учиться.

    В последние годы глобальная сеть интернет вошла практически в каждый дом. Общение в ISQ, социальных сетях, форумах, чатах, блогах занимают значительную часть времени у учащихся. Но простое общение не приносит значительных знаний. Другое дело, когда учащиеся создают свой собственный сайт, блог, форум, размещают в нем информацию не только о личной жизни, но и познавательные материалы. Это, во-первых, активизирует их мыслительный процесс. А, во-вторых, они своим примером показывают, какой интересной может быть наука.

    Размышляя о поисках решения вышеизложенных проблем, мне пришла идея создания сайта, в котором будет размещена систематизированная информация, применимая к урокам физики, внеурочной деятельности, для самостоятельного изучения учащимися материала. А для активизации познавательного интереса учащихся к предмету предложил им принять участие в создании сайта. Таким образом, решаются сразу несколько актуальных задач. Во-первых, учащиеся изучают язык гипертекста HTML, конструктор сайтов и сразу находят этим знаниям применение. Во-вторых, в процессе поиска информации они учатся учиться, анализировать и обрабатывать информацию, то есть учащиеся ведут исследовательскую работу по выбранным темам. В-третьих, полученные знания по выбранной теме они будут передавать товарищам как посредством своего сайта, на котором будет страничка по выбранной теме, так и на уроках физики. В-четвертых, любой желающий может получить дополнительные сведения по выбранной теме, либо пройти материал самостоятельно, если отсутствовал на уроке. В-пятых, помогают систематизировать имеющуюся информацию.

    Цель – разработка инновационных методов преподавания физики в современной школе, основанных на методике воспитания и обучения Щетинина.

    Задачи:

    1.                     Изучить инновационные методы обучения в школе;

    2.                     Рассмотреть методику использования ИКТ на уроках физики;

    3.                     Изучить методику воспитания и обучения  М.П. Щетинина;

    4.                     На основе изученных методик и методов разработать усовершенствованную методику преподавания физики и информатики;

    5.                     Познакомить школьников с методами и приемами научного поиска; научить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию.

    6.                     Создать совместно с учащимися единое информационное пространство по физике в сети интернет для использования на уроках и во внеурочной деятельности.

    7.                     Использовать сайт в урочной и внеурочной деятельности.

    Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в сельской школе.

    Предмет исследования: применение инновационных методов обучения и ИКТ на уроках физики.

    Научная новизна исследования состоит в том, что:

    - раскрыты возможности использования инновационных методов обучения на уроках физики;

    - разработана модель уроков, включающих большую часть методов инновационного обучения;

    - создан образовательный сайт «Планета физики» (www.masteranikfiz.ucoz.ru) на котором систематизируется информация по физике, адаптируется для восприятия и использования ее учащимися, учителями и родителями;

    - выявлены и обоснованы условия наиболее продуктивной и активной работы учащихся на уроках и внеурочной деятельности.

    Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, оно является определенным вкладом в теорию обучения и воспитания школьников. В ней осуществлен анализ различных инновационных методов обучения, предложен вариант использования этих методов, как в традиционной школе, так и в школах-интернатах, подобной школе М.П. Щетинина.

    Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации по использованию инновационных методов обучения способствуют совершенствованию образовательного и воспитательного процесса в современной школе; материалы данного исследования и разработанный автором образовательный сайт могут быть использованы учащимися для получения дополнительных знаний по физике; учителями и руководителями общеобразовательных школ при организации учебно-воспитательного процесса; преподавателями педвузов для разработки учебных программ и учебно-методических пособий по проблемам инновационных методов обучения; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ.

    Категория: Мои файлы | Добавил: masteranik
    Просмотров: 6924 | Загрузок: 1601 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Жамал  
    0
    хорошая статья

    Имя *:
    Email *:
    Код *: