Исследовательская работа
Инновационные методы обучения физики в современной школе
Содержание.
Введение…………………………………………..……………………………...3
Глава 1. Инновационные
методы обучения …………………………………...8
§1. Понятие, классификация и
виды активных методов обучения ………..8
§2. Интернет-ресурсы и ИКТ в помощь учителю
физики. ………………..14
§3 Методика обучения и воспитания М.П.
Щетинина…………………….19
Глава 2. Эксперимент по использованию инновационных методов преподавания
физики.....................................................................................
27
Заключение
……………………………………………………………………..33
Библиография
(список литературы) ………………………………………. …35
Приложение
Введение
«Мозг, хорошо устроенный,
ценится выше, чем мозг, хорошо наполненный»
М. Монтень
«Скажи мне и я забуду. Покажи
мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму»
Конфуций
Современное
общество ставит перед человеком совершенно иные задачи, чем 10-15 лет назад.
Каждые два года удваивается объём информации. Даже хорошо обученному ученику
сложно войти в современный мир, необходимо новое мышление новые взгляд на все
изменения, которые протекают вокруг нас. В современной школе стало больше
уделяться внимания не столько на знания, получаемые в учебном процессе, а на
процесс добычи знаний. Только тот, кто сам установил ту или иную
закономерность, смог найти причину явления, процесса имеют больший шанс
гармонично войти в современный мир. В процессе формирования единой картины мира
предметы естественно - научного цикла несут главенствующую роль, именно в преподавании этих предметов
происходит больше изменений. Шаблонная подача материала не дает питания
эмоциям, в итоге ученики теряют интерес.
Вместе с
тем, ФГОС 3 поколения требует, чтобы в интерактивных формах проводилось значительнее
количество аудиторных занятий, как в ВУЗах (не менее 20% аудиторных занятий
(бакалавриат), не менее 40 % - магистратура), так и в школе. Эти требования
должны быть выполнены по каждой дисциплине.
Понятие «интерактивный»
происходит от латинского «interact»
(«inter»
- «взаимный», «act»
- «действовать»). Интерактивное обучение – это специальная форма организации
познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и
прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий
обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Так как задача нашей педагогической деятельности – формирование личности,
способной адаптироваться в современном мире, то без использования интерактивных
и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе
нам не обойтись.
Актуальность темы исследования
Я работаю в сельской школе учителем
физики и информатики. В своей работе часто использую ИКТ технологии и электронные
образовательные ресурсы (ЭОР), так как это повышает познавательный интерес к
предмету, наглядность, доступность, а также позволяет продемонстрировать работу
приборов, которые отсутствуют в школе или находятся в неисправном состоянии. За
4 года накопил много ценной информации для
продуктивной работы, просмотрел множество сайтов, на которых имеется
различные модели, анимации, презентации, видео материалы по различным разделам
физики. Но столкнулся с тем, что вся эта информация не систематизирована, а
значит наиболее интересные и продуктивные материалы либо не использую, либо
использую неэффективно.
Изучая различные методы воспитания и
обучения, заинтересовался школой М.П. Щетинина. Убедился в эффективности метода
погружения на собственном опыте. Учащиеся самостоятельно выбирают объем и
материал по определенной теме на уроке, изучают его, адаптируют к восприятию
одноклассников и выступают в роли учителя, тем самым еще крепче закрепляя свои знания,
умения, навыки (ЗУН). Весь процесс проходит под наблюдением
учителя-предметника. Учитель выступает лишь в роли координатора и консультанта.
Это согласуется и с введением нового ФГОС, где самостоятельному обучению
учащихся отводится значительная часть времени. Многие педагоги, в их числе был
и я, большую часть урока уделяли передаче своих знаний, а не мотивации учащихся
самостоятельно получать ЗУН. Учат знаниям, но не всегда учат учиться.
В последние годы глобальная сеть
интернет вошла практически в каждый дом. Общение в ISQ, социальных
сетях, форумах, чатах, блогах занимают значительную часть времени у учащихся.
Но простое общение не приносит значительных знаний. Другое дело, когда учащиеся
создают свой собственный сайт, блог, форум, размещают в нем информацию не
только о личной жизни, но и познавательные материалы. Это, во-первых,
активизирует их мыслительный процесс. А, во-вторых, они своим примером
показывают, какой интересной может быть наука.
Размышляя о поисках решения
вышеизложенных проблем, мне пришла идея создания сайта, в котором будет
размещена систематизированная информация, применимая к урокам физики,
внеурочной деятельности, для самостоятельного изучения учащимися материала. А
для активизации познавательного интереса учащихся к предмету предложил им принять
участие в создании сайта. Таким образом, решаются сразу несколько актуальных
задач. Во-первых, учащиеся изучают язык гипертекста HTML,
конструктор сайтов и сразу находят этим знаниям применение. Во-вторых, в
процессе поиска информации они учатся учиться, анализировать и обрабатывать
информацию, то есть учащиеся ведут исследовательскую работу по выбранным темам.
В-третьих, полученные знания по выбранной теме они будут передавать товарищам
как посредством своего сайта, на котором будет страничка по выбранной теме, так
и на уроках физики. В-четвертых, любой желающий может получить дополнительные
сведения по выбранной теме, либо пройти материал самостоятельно, если
отсутствовал на уроке. В-пятых, помогают систематизировать имеющуюся
информацию.
Цель – разработка
инновационных методов преподавания физики в современной школе, основанных на
методике воспитания и обучения Щетинина.
Задачи:
1.
Изучить инновационные методы обучения в школе;
2.
Рассмотреть методику использования ИКТ на уроках
физики;
3.
Изучить методику воспитания и обучения М.П. Щетинина;
4.
На основе изученных методик и методов разработать
усовершенствованную методику преподавания физики и информатики;
5.
Познакомить школьников с методами и приемами научного
поиска; научить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать
информацию.
6.
Создать совместно с учащимися единое информационное
пространство по физике в сети интернет для использования на уроках и во
внеурочной деятельности.
7.
Использовать сайт в урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования: учебно-воспитательный
процесс в сельской школе.
Предмет исследования:
применение инновационных
методов обучения и ИКТ на уроках физики.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- раскрыты возможности использования
инновационных методов обучения на уроках физики;
- разработана модель уроков, включающих
большую часть методов инновационного обучения;
- создан образовательный сайт
«Планета физики» (www.masteranikfiz.ucoz.ru) на котором систематизируется информация по физике,
адаптируется для восприятия и использования ее учащимися, учителями и
родителями;
- выявлены
и обоснованы условия наиболее продуктивной и активной работы учащихся на уроках
и внеурочной деятельности.
Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, оно является определенным
вкладом в теорию обучения и воспитания школьников. В ней осуществлен анализ
различных инновационных методов обучения, предложен вариант использования этих
методов, как в традиционной школе, так и в школах-интернатах, подобной школе
М.П. Щетинина.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем
теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации по использованию
инновационных методов обучения способствуют совершенствованию образовательного
и воспитательного процесса в современной школе; материалы данного исследования
и разработанный автором образовательный сайт могут быть использованы учащимися
для получения дополнительных знаний по физике; учителями и руководителями общеобразовательных
школ при организации учебно-воспитательного процесса; преподавателями педвузов
для разработки учебных программ и учебно-методических пособий по проблемам инновационных
методов обучения; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к
семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ.
|